Что такое квота. Внешнеторговая квота, её динамика

Квота - максимальный объем (в стоимостном или натуральном выраже­нии) поставок определенного товара в пределах оговоренного режима.

КВОТИРОВАНИЕ

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Помимо экономических государство активно применяет адми­нистративные меры нетарифного регулирования.

1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА:

Квотирование - внешнеторговая квота - количественное ограничение объема экспорта или импорта определенных товаров.

Импортная квота в отличие от импортной пошлины позволяет точно ограничить количественный объем ввоза товара.

Экспортная квота применялась в РФ до 1994 г. в основном как инструмент контроля экспорта при существо­вавшей значительной разнице между мировыми и внутрен­ними (более низкими) ценами на ряд традиционных товаров российского экспорта. По мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращалось. С 1 июля 1994г. (постановление Правительства №758) квотирование ограничивается только выполнением международных обяза­тельств РФ и осуществляется лишь по экспорту узкого пе­речня товаров: необработанного алюминия, карбида крем­ния, нитрата аммония, нитей пряжи, тканей, готовых тек­стильных изделий.

Кво­ты можно классифицировать следующим образом:

Общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) - определяются Министерством экономического развития и торговли;

Естественные, связанные с ограниченностью пропускных способ­ностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функ­ционирования определяется Постановлением Правительства «О вы­возе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.». Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к нефтепрово­дам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;

Исключительные квоты, вводимые Правительством в исключитель­ных случаях, связанные с обеспечением национальной безопасно­сти России, защитой внутреннего рынка, выполнением междуна­родных обязательств.

Квоты на импорт товаров вводятся:

Для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Для ограждения национального рынка от "размывания" дешевой продукцией из развивающихся стран.

В основном квотирование импорта применяют страны с развитой рыночной экономикой. Например, в Японии контингентирование импорта распространено на более, чем 70 товарных наименований, многие из них являются основными продуктами японского сельского хозяйства (молоко, молочные продукты, говядина и др.). А так как в этой стране издержки производства в сельском хозяйстве более высокие, чем в других странах, то через квотирование правительство поддерживает своих аграрных предпринимателей.


Квоты на экспорт вводятся , во-первых, на продукцию, дефицитную на национальном рынке, и, во-вторых, в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами.

Квотирование экспорта применяют как развитые, так и развивающиеся страны. Оно широко используется в России. Общий объем товаров, экспорт которых квотируется, составлял в начале 90-х годах около 70%. Цель квотирования по отношению к сырьевым товарам, в том числе энергоресурсам, состоит в том, чтобы сохранить товары для потребления на внутреннем рынке, поддержать отрасли промышленности, использующие дешевое сырье.

Примером экспортной квоты может быть квота на экспорт в Великобританию нитрата аммония: она установлена до 1999г в объеме 100тыс.т в год

Существуют, также:

Квоты глобальные – устанавливаются на импорт определенного товара из всех или из группы стран (напр, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе и др.

Квоты сезонные

Тарифные квоты – т.е. в пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США таким образом регулируется импорт молока, рыбы, картофеля, некоторых типов мотоциклов.

В РФ Современный порядок квотирования и лицензирования ВЭД установлен Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» .

Экспорт и импорт в нашей стране в основном осуществляется без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях Правительством РФ в целях: обеспечения национальной безопасности РФ, выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защиты внутреннего рынка.

Под квотирование и при импорте, и при экспорте попадают наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества.

При импорте под квотирование попадают: спирт этиловый, водка, порох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия.

При экспорте товаров под квотирование попадают в соответствии с международными обязательствами РФ: карбид кремния и текстильные товары (нити, пряжа, одежда- мужская, женская, детская, верхняя, нижняя- одеяла, пледы, белье постельное, кухонное, прочие готовые текстильные товары) в страны ЕС, а также товары, содержащие драгоценные металлы и камни, янтарь и изделия из него.

Квота на экспорт карбида кремния устанавливается ежегодно в результате переговоров МВЭС (Минэкономиразвития) России с Комиссией ЕС и оформляется в виде решения Комиссии ЕС. Лицензированию подлежит экспорт в объеме установленной квоты в страны ЕС, осуществляемый ВО «Станкоимпорт» по генеральной лицензии. Прочие поставки из России карбида кремния не квотируются и не лицензируются.

Квота на экспорт текстильных товаров устанавливается соглашением между РФ и ЕС. Квота является ежегодной и определяется по переговорам МВЭС (Минэкономразвития) и Комиссии ЕС. Экспорт текстиля в другие страны не квотируется и не лицензируется.

Кроме того, в России квотируется импорт сахара:

В декабре 2000 года в России были введены тарифные квоты на ввоз сахара-сырца . Однако сейчас инициаторы введения квот заявляют, что эта мера себя не оправдала и для стабилизации сахарного рынка необходимо в срочном порядке вводить дополнительный инструмент ограничения импорта сырца -- сезонные пошлины. Если правительство пойдет на введение сезонных пошлин, расстановка сил на сахарном рынке может существенно измениться.

Право на ввоз или вывоз квотируемого товара должно быть подтверждено лицензией.

Чтобы достаточно обоснованно судить о степени вовлечения ресурсов страны в процесс международного разделения труда, необходимо наряду с концентрацией производства использовать и сведения о развитии внешней торговли между этой страной и другими участниками МРТ. Именно данные о состоянии внешней торговли показывают, что валовой внутренний продукт в отдельных странах расходуется не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и идет на продажу на мировом рынке. Вопрос о том, какую сторону внешней торговли нужно брать для проведения анализа - экспорт, импорт или товарооборот в целом, - зависит от конкретных целей исследования. Представляется, что при рассмотрении степени вовлечения всех ресурсов страны в процесс международного разделения труда или, иначе измерения внешнеторговой интенсивности стран можно применять все эти параметры, хотя их значение и разное.

В мировой практике для измерения внешнеторговой интенсивности стран используют два типа показателей: объем внешней торговли (или экспорта или импорта отдельно) на душу населения страны и отношение экспорта (или импорта, или внешнеторгового оборота отдельно) к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

1) объем экспорта, импорта или внешнеторгового оборота на душу населения:

где E д - экспорт на душу населения;

I д - импорт на душу населения;

ЗТО д - внешнеторговый оборот на душу населения;

E - стоимость национального экспорта за год;

I - стоимость национального импорта за год;

ЗТО - внешнеторговый оборот страны за год (Е + I);

Ч - численность населения страны на соответствующий год.

Эти показатели широко используются в международных сопоставлениях.

Экспортная квота

В международных сопоставлениях экспортная квота используется не только для характеристики уровня интенсивности внешней торговли страны, но и с целью оценки уровня открытости национального хозяйства, участия в международном разделении труда.

Она рассчитываются по формуле:

где Е - годовой объем экспорта страны;

Экспортная квота имеет важное аналитическое значение. Во-первых, она свидетельствует о степени зависимости производства национальной экономики от сбыта своих товаров на рынках других стран. Во-вторых, доля экспорта в валовом внутреннем продукте показывает возможности данной страны производить определенное количество продукции для продажи на мировом рынке.

3) импортная квота как доля импорта в валовом внутреннем продукте страны характеризует также уровень зависимости страны от импорта товаров и услуг. Она рассчитывается по формуле:

де К і - квота импортная;

I - годовой объем импорта страны;

ВВП - валовой внутренний продукт страны за аналогичный период.

Импортную квоту можно сопоставить с экспортной квотой и таким образом установить соотношение между экспортом и импортом. Они могут быть равны, но чаще всего эти величины не совпадают.

4) внешнеторговая квота:

Эта квота рассчитывается по формуле:

де К зт - квота внешнеторговая;

Е, І - годовой объем, соответственно, экспорта и импорта страны;

ВВП - валовой внутренний продукт страны за аналогичный период.

Внешнеторговая квота показывает общий объем внешнего товарооборота данной страны со страной-партнером или со всем мировым сообществом, но не дает при этом его качественной характеристики.

На практике ни один из указанных показателей интенсивности не имеет самостоятельного значения для оценки уровня интенсивности торговли стран. Вместе с тем, между уровнем внешнеторговой интенсивности стран и уровнем их экономического развития существует тесная связь. По уровню внешнеторговой интенсивности страны можно определить характер и функции внешней торговли:

Низкий - минимальный уровень импорта, необходимый для функционирования экономики; экспорт может покрыть только критический импорт от состояния мирового рынка и цен на нем.

Средний - импорт удовлетворительно покрывает не только основные потребности, но и позволяет закупать изделия с достаточно высоким техническим уровнем, однако без налаживания широкого международного производственного сотрудничества; обмен простых товаров на более сложные основном на неэквивалентный основе.

Высокий - развитая производственная кооперация, высокая доля комплектующих, узлов и т.п. в обмене; внешняя торговля влияет на экономику, формируя ее структуру и повышая эффективность.

5) уровень внутриотраслевого обмена в международной торговле. Внутриотраслевая торговля отражает параллельный экспорт и импорт изделий одной и той же отрасли данной страны (или группы стран) за определенный период времени (чаще за год). Показатели внутриотраслевой торговли рассчитываются по методике Грубеля-Ллойда.

Уровень внутриотраслевой торговли определяется как разница общего оборота данной отрасли и объема межотраслевой торговли этой отрасли:

де H i - уровень внутриотраслевой торговли;

E i , I i - соответственно, экспорт и импорт отрасли «i »;

(E i + I i ) - стоимость внешнеторгового оборота отрасли «i »;

| E i – I i | - абсолютная стоимость разницы между экспортом и импортом изделий данной отрасли равна объему межотраслевой торговли отрасли «і ».

5. Показатели экономической эффективности экспорта и импорта. Расчет экономической эффективности осуществляется путем сопоставления достигнутого экономического результата (эффекта) с затратами ресурсов на получение этого эффекта. Экономические результаты и затраты ресурсов имеют количественное измерение, а потому и экономическая эффективность может измеряться количественно.

Каждому уровню оценки соответствует свой вид экономических интересов и свой критерий эффективности. Так, на макроэкономическом (народнохозяйственном) уровне под экономической эффективностью внешней торговли понимается степень экономии национального труда, достигаемая страной вследствие ее участия в международном разделении труда и внешнеторговом обмене. Критерием экономической эффективности при этом является экономия национального труда, как дополнительный источник роста валового внутреннего продукта и других экономических и социальных макропоказателей. А на уровне предприятий и других хозяйственных субъектов под экономической эффективностью внешнеторговых операций понимается степень увеличения дохода от этих операций. Критерием экономической эффективности здесь является прибыль как основная мера эффективности.

· макроэкономический показатель эффективности внешнеторгового оборота:

где Е то - эффективность внешнеторгового оборота;

В І - экономия затрат в результате импорта;

В Е - национальные расходы на экспорт.

Для национальной экономики в целом важно, чтобы национальные затраты на экспорт (В Е) были менше, чем размер экономии расходов в результате импорта (В і). Только в этом случае страна экономит национальную работу, участвуя в международном товарообмене.

2) макроэкономический показатель эффективности экспорта:

где E Е - эффективность национального экспорта;

V Е - валютная выручка от экспорта товаров и услуг;

B Е - национальные расходы на экспорт.

6. макроэкономический показатель эффективности импорта:

где E i - эффективность национального импорта;

B i - экономия затрат в результате импорта;

V i - валютные расходы на импорт.

Сферой использования этих макроэкономических показателей является лишь аналитические макроэкономические расчеты с целью разработки и обоснования возможных вариантов торгово-политических мероприятий, направленных на реализацию государственных интересов в развитии внешнеторговой деятельности страны.

6. Показатели динамики отражают тенденции и скорость изменений показателей международной торговли в течение определенного времени. Это относительные величины, которые рассчитываются посредством статистических методов:

1) показатели темпов роста:

· темпы роста экспорта

Т р.э. = Е о.г. / Е б.г. * 100%,

где Т р.э. – темпи роста экспорта;

Е о.г. – объем экспорта в отчетном году;

Е б.г. – объем экспорта в базисном году.

· темпы роста импорта

Т р.и. = І о.г. / І б.г. * 100%,

де Т р.и. – темпы роста импорта;

І о.г. – объем импорта в отчетном году;

І б.г. – объем импорта в базисном году.

· темпы роста внешнеторгового оборота

Т р.вт.об. = ВТО о.г. / ВТО б.г. * 100%,

где Т р.вт.об. – темпы роста внешнеторгового оборота

ВТО о.г. – объем внешнеторгового оборота за отчетный год;

ВТО б.г. – объем внешнеторгового оборота за базисный год.

Показатель темпов роста (снижения) используют для оценки тенденций изменения показателей объемов международной торговли за какой-нибудь период времени. Темпы роста представляются в процентах за период, который исследуется, и демонстрируют тенденции общей динамики роста или снижения показателей, позволяют определить величину, на которую произошли эти изменения с течением времени.

· показатели темпов прироста:

– темпы прироста экспорта

Т пр.е. = (Е о.г - Е бг.) / Е бг. * 100%, або Т пр.е. = Т р.э. – 100%,

де Т пр.э. – темпы прироста экспорта;

Т р.э – темпы роста экспорта за отчетный год;

Е ог – объем экспорта в отчетном году;

Е бг. – объем экспорта в базисномгоду.

– темпы прироста импорта

6) темпы прироста внешнеторгового оборота

аналогично темпам прироста экпорта

Показатели темпов прироста (снижения) используют для оценки скорости изменения показателей уровня международной торговли за единицу времени периода исследования. Темпы прироста представляются в процентах и демонстрируют величину прироста или снижения показателей международной торговли.

3.4. Ценообразование в международной торговле.

Национальная стоимость товаров в каждой стране определяется на основе уровня общественно-необходимых затрат труда на производство этих товаров. При осуществлении международной торговли национальный труд выступает как доля совокупного труда в мировом хозяйстве. Поэтому, в основе международной торговли лежит интернациональная стоимость товара, которая определяется общественно-необходимым временем на его изготовление при среднемировых общественно-нормальных условиях производства.

Цена – это денежная сумма, которую рассчитывает получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить покупатель за данный товар или услугу.

Цены на товары и услуги на мировом рынке устанавливаются под влиянием определенных факторов :

1. Общеэкономические факторы - действуют независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации:

· экономический цикл;

· состояние совокупного спроса и предложения;

· инфляция.

2. Конкретно-экономические факторы – обусловлены особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации:

· затраты;

· прибыль;

· налоги и сборы;

· предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

· потребительские свойства (качество, надежность, внешний вид, престижность).

3. Специфические факторы – действуют только относительно некоторых видов товаров и услуг:

· сезонность;

· эксплуатационные затраты;

· комплектность;

· гарантии и условия сервиса.

4. Внешнеэкономические факторы - связаны с действием внешнеэкономических инструментов:

· государственное регулирование;

· валютный курс.

5.Специальные факторы – связаны с действием особых механизмов:

· политические;

· военные.

На мировом рынке происходит сравнение разных национальных цен на товар, и мировая цена образуется под влиянием тех национальных цен, в основе которых заложены среднемировые общественно-необходимые в мировом масштабе затраты производства, то есть как интернациональная цена производства. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта.

На практике в качестве мировых цен принимаются цены значительных, систематических и устойчивых экспортных или импортных договоров, которые заключаются в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок, какао бобы и т.д.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности , связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Поэтому они должны постоянно работать в режиме сравнения своих затрат производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием разнообразных коммерческих и торгово-политических факторов.

·

Квота

Экспортные

Импортные

По охвату квоты делятся на:

Глобальные

Индивидуальные

· Лицензирование

Разовая лицензия

Генеральная лицензия

Глобальная лицензия

Автоматическая лицензия

Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар.

Квотирование экспорта и импорта в условиях функционирования Таможенного союза

В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

Система явных предпочтений

·

«Добровольное» ограничение экспорта

Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.

КВОТИРОВАНИЕ

количественное ограничение экспорта, импорта определенных видов товаров, проводимое государственными органами в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности.

Квотирование

комплекс мер по введению ограничений во внешнеэкономической деятельности в области производства, экспорта или импорта товаров, проводимый со стороны государства или международных организаций.

КВОТИРОВАНИЕ

меры государственного (надгосударственного) регулирования внешнеэкономической деятельности, вводимые государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров за счет установленных квот.

Квотирование

количественные ограничения производства, экспорта и импорта товаров (по физическому объему или стоимости), вводимые межгосударственными и национально-государственными органами с целью регулирования международной торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей.

КВОТИРОВАНИЕ

разновидность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, вводимых государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров. Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства страны по международным соглашениям, а также необходимость соблюдать национальные интересы.

Квотирование (контингентирование)

ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции или одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Квотирование

вводимые государственными органами ограничения производства, экспорта и импорта товаров. Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства сторон по международным соглашениям, а также необходимость соблюдения национальных интересов. Экспортные квоты обычно вводятся в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими доли каждой страны–участницы соглашения в производстве или экспорте определенного товара. Квоты устанавливаются и при так называемом добровольном ограничении экспорта товаров в определенную страну. К. на основе внутреннего государственного регулирования принимается для сбалансирования поставок и платежных балансов с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также в качестве ответственных мер на дискриминационные действия иностранных государств. В рамках установленных квот экспорт и импорт товаров осуществляется по лицензиям, выдаваемым уполномоченными государственными организациями. Копии лицензий прилагаются к таможенным декларациям для пропуска товаров за границу.

КВОТИРОВАНИЕ

ДОБЫЧИ НЕФТИ

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (PRORATION). Ограничение добычи сырой нефти (в США) в виде квот производства, устанавливаемых либо в добровольном, либо в обязательном порядке с целью сохранения ее запасов и регулирования рынка сырой нефтиКвотирование осуществляется штатами с различной степенью жесткости — от обязательных квот в штате Техас, установленных его Железнодорожной комиссией (Комиссией штата по коммунальным услугам) до добровольных ограничений Комитета по сохранению запасов нефти штата Калифорния. При этом не существует никаких ограничений в штате Иллинойс, одном из основных нефтедобывающих штатов США. Нефтяной договор между штатами был подтвержден Конгрессом, к-рый на основании Нефтяного закона Коннэлли запретил перевозки между штатами нефти, добытой сверх квот, установленных на основании законов штатов о пропорциональном распределении ее добычи. Основой для установления квот в соответствии с этими законами является ежемесячная оценка спроса на сырую нефть, подготавливаемая Бюро по эксплуатации недр Министерства внутренних дел США.

КВОТИРОВАНИЕ

англ. quota – часть, доля) – введение государством на определенное время количественных ограничений объемов ввозимых (импортных) или вывозимых (экспортных) товаров. К. является широко используемым инструментом гос. регулирования внешнеэкономич. деятельности. При введении импортной или экспортной квоты устанавливается предельный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок по импорту или экспорту определ. видов товаров в установл. временныґх пределах во внешнеэкономич. отношениях с определ. странами или иностр. фирмами. К. применяется с целью уравновешивания платежных балансов, в качестве мер, обеспечивающих соблюдение нац. интересов, или ответных мер на дискриминац. действия иностр. гос-в. К. используется также госвом для регулирования спроса и предложения на внутр. рынке или исполнения обязательств, вытекающих из междунар. соглашений. В 90-е гг. К.

Нетарифные ограничения внешней торговли (стр. 3 из 10)

часто применялось и как активный фактор регулирования внешнеэкономич. отношений между группировками разл. стран. Напр., в рамках ЕС (см. Европейский экономический, валютный и политический союз) действует система, устанавливающая контроль над ввозом и вывозом определ. контингентов товаров в определ. временной период (см. Контингентирование). Эта система в отд. периоды охватывала более половины внешнеторг. оборота ЕС. К. экспорта обычно вводится в соответствии с междунар. стабилизац. соглашениями, устанавливающими доли стран-участниц соглашения в экспорте определ. вида товара. Экспортные квоты могут также устанавливаться и при т.н. добровольном ограничении экспорта товаров в определ. страну в отношении пр-тий, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции данной страны-импортера, что является примером ограничит. деловой практики с целью спасения фирм или нац. «чести мундира». К. импорта вводится гос-вом как форма протекционизма – целенаправл. ограждения внутр. рынка от товаров иностр. произва в интересах нац. производителя. В отд. случаях К. используется как элемент давления для достижения более выгодных договоренностей с контрагентом. В рамках устанавливаемых квот импорт или экспорт товаров осуществляется по выдаваемым уполномоченными на то гос. орг-циями лицензиям, копии к-рых прилагаются к тамож. декларациям

При применении нетарифных административных мер государство балансирует товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от излишних поставок импортной продукции, так и от возможностей возникновения дефицита товаров национального производства на внутреннем рынке в случае чрезмерного экспорта национальной продукции.

1. Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

· Квотирование/ Контингентирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Квоти­рование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продук­ции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или выво­зу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на им­порт или экспорт ограниченного объема продукции и одновре­менно запрещает нелицензированную торговлю. Два этих понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:

Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;

Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

· Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

Генеральная лицензия разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;

Глобальная лицензия разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

Автоматическая лицензия разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот.

Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

· «Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные эк­спортные ограничения (ДЭО) , когда не страна-импортер устанав­ливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязатель­ства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее вре­мя заключено несколько десятков подобных соглашений, огра­ничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту.

Квота — это государственное ограничение экспорта — импор-та…

Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.

Слово квота

Слово квота английскими буквами(транслитом) — kvota

Слово квота состоит из 5 букв: а в к о т

Значения слова квота. Что такое квота?

Квота (лат. quota) - норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров. Ограничительные меры называют квотированием.

ru.wikipedia.org

КВОТА (МВФ) (quota, IMF) Доля стран-участниц Международного валютного фонда (МВФ) (International Monetary Fund, IMF) в общем капитале этой организации.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Квота импортная

Квота импортная - форма государственного регулирования внешней торговли, предполагающая установление количественных ограничений на ввоз в страну определенных товаров (например, определенное число автомобилей в течение года).

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — СПб: РНБ, 2011

Квота Импортная - а. Метод ограничения ввоза товаров в государство. К.и. может распространяться на отдельный товар, группу товаров, на отдельное государство или группу стран.

Квота В Страховании

Квота в страховании — доля участия страховщика в страховании определенного объекта, страхуемого одновременно несколькими страховщиками в порядке сострахования.

Квота В Страховании - англ. quota in insurance доля участия страховщика объекта или риска, страхуемого одновременно несколькими страховщиками, оформленная единым страховым полисом с указанием в нем доли ответственности каждого из участников или…

Словарь бизнес терминов. — 2001

Золотая квота

Словарь финансовых терминов

Золотая квота — четвертая часть взноса страны-члена Международного Валютного Фонда в совокупный капитал Фонда, оплата которой до 1978 г. производилась золотом.

ЗОЛОТАЯ КВОТА - в Международном валютном фонде (МВФ): часть взноса страны — члена МВФ, которая оплачивалась золотом.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Тарифная квота

Тарифная квота Тарифная квота — квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере.

Словарь финансовых терминов

Словарь финансовых терминов

Тарифная квота — квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок пошлин.

Импортная квота

ИМПОРТНАЯ КВОТА - ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости (ст. 2 Закона № 63-ФЗ). Годовой объем импортной квоты в качестве специальной защитной меры не должен быть меньше среднегодового объема импорта данного товара в…

Энциклопедия налогообложения. — 2003

ИМПОРТНАЯ КВОТА (import quota) Количественное ограничение импорта какого-либо вида товара. Квота может быть установлена в единицах стоимости или физического объема. Установленная в единицах физического объема…

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Импортная квота — экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производства, по различным видам продукции.

Словарь финансовых терминов

Экспортная квота

ЭКСПОРТНАЯ КВОТА ЭКСПОРТНАЯ КВОТА — количественный показатель, характеризующий значи- мость экспорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.

Словарь финансовых терминов

Экспортная квота — установленный объем производства и поставок на экспорт определенных товаров. Экспортные квоты вводятся в странах, экономика которых зависит от экспорта конкретных видов сырья, как средство стабилизации цен.

Словарь финансовых терминов

Экспортная квота — экономический показатель, характеризующий значимость экспорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.

Избирательная квота

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА. 1) Количество мандатов (мест) в представительном органе, которое выделяется какой-либо национальной или социальной группе населения, субъекту федерации, другой территории, имеющей специфические особенности, и т. д.

Энциклопедический словарь конституционного права. — 2011

Избирательная квота Избирательная квота — наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота может определяться для каждого избирательного округа в отдельности или для всей страны в целом.

Словарь финансовых терминов

Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе.

Большой юридический словарь. — М., 2009

Индивидуальная квота

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КВОТА - квота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую; устанавливается либо на основе глобальной квоты…

Индивидуальная квота Индивидуальная квота — квота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую.

Нетарифное регулирование внешней торговли

Различают: — пропорциональные индивидуальные квоты, устанавливаемые на основе глобальной квоты…

Словарь финансовых терминов

Индивидуальная квота — квота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую. Различают: — пропорциональные индивидуальные квоты, устанавливаемые на основе глобальной квоты…

Словарь финансовых терминов

Гендерные квоты

gender.academic.ru

Гендерные квоты — узаконенный уровень представительства женщин и мужчин в органах власти. В основе квот лежит современная концепция равенства женщин и мужчин. В общем, квоты для женщин означают смену одной концепции равенства на другую…

Гендерный глоссарий

Русский язык

Морфемно-орфографический словарь. - 2002

Примеры употребления слова квота

Ранее существовала квота на работу для 21 тысячи работников из Болгарии и Румынии.

По его словам, по просьбе правительства Москвы, эта квота была упразднена министерством труда.

Аналитики, опрошенные агентством, также ожидают, что квота не изменится.

Раньше при выявлении таких случаев полученная квота перераспределялась, теперь же ее сокращают.

При этом, напомним, квота УЕФА, выделенная поклонникам дортмундского клуба, около 25 тысяч билетов.

Туда едет очень много россиян, а на страну есть определённая квота.

У нас есть стандартная квота на VIP пропуска, на Гран При Монако мы запрашиваем еще 30 пропусков дополнительно.

Система распределения рыболовных квот в России не раз становилась предметом дискуссий и судебных разбирательств. В этом году дело может дойти до международного скандала с так называемой «марокканской квотой». Причина - очередная попытка Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство) обойти требования российского закона о распределении квот в марокканских водах. И в этот раз история будет иметь не самые приятные последствия, поскольку бьет по самому больному - экономике и престижу страны.

Особый улов

Сотрудничество в рыболовстве с Королевством Марокко исторически развивалось с 1978 года, когда было подписано советско-марокканское соглашение. С тех пор стороны ежегодно согласовывают промысел пелагических видов рыб российскими рыболовными судами. Порядок распределения квот на промысел основан на «историческом принципе» и определен российским законодательством, которое охраняет интересы государства и его представителей в бизнес-сфере.

Однако уже на протяжении трех лет Росрыболовство разными способами пытается обойти закон в части распределения прав вылова в марокканских водах, доказывая в судах, что в отношении этого региона должен применяться некий специальный порядок.

Свой подход ведомство аргументировало тем, что промысел в экономической зоне королевства имеет специфику, не позволяющую применять общий порядок, установленный законом о рыболовстве и существующими правилами, утвержденными правительством России. При этом Росрыболовство не приводит какого-либо обоснования изложенной позиции нормами российского или международного законодательства.

Впервые «особый» подход был применен в 2013 году, после подписания соглашения между правительствами РФ и Королевством Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства. В нем Марокко предоставило России квоту на вылов 100 тысяч тонн рыбы (сардины, сардинеллы, скумбрии, ставриды и анчоусов) у своего побережья. При этом количество российских судов, допущенных к промыслу в атлантической рыболовной зоне королевства, было ограничено 10 единицами.

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Решение вопроса распределения квот на работу в марокканских водах Росрыболовство тогда делегировало Ассоциации отечественных рыбопромышленников, ведущих промысел в зонах стран западного побережья Африки (АОРЗПА). Свое решение ведомство как раз объяснило «особым» порядком.

Распределение квоты на добычу рыбы среди членов АОРЗПА вскоре стало причиной судебного разбирательства. Выяснилось, что большая часть квот досталась «Еврофиш» и «Альянс Марин», а крупные добытчики, осуществлявшие лов в марокканских водах в течение многих лет, остались «за бортом». Так, одна из крупнейших рыболовецких компаний страны - Мурманский траловый флот (МТФ) - получила вдвое меньшую квоту, чем рассчитывала. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала подобный шаг незаконным, а заместитель руководителя ФАС Александр Кинев прямо назвал данный случай примером картельного сговора.

В 2014 году распределение «марокканских квот» вновь не обошлось без скандала. На этот раз определить размер квот путем публичной оферты агентство поручило подконтрольному ФГУП «Нацрыбресурс». Единственным условием для заключения договоров с этим предприятием стало внесение десятью первыми претендентами оплаты в размере 555,7 тысячи долларов за судно на расчетный счет ФГУПа. Таким образом «Нацрыбресурс» якобы обеспечил беспристрастность конкурса.

Примечательно, что сообщение о планирующемся размещении оферты появилось на сайте ведомства 10 июля, а уже днем позже в 15:00 ФГУП опубликовал на своей страничке и саму оферту с платежными реквизитами для перечисления платы. В тот же день оферта была проведена. Победителями ее стали знакомые компании - холдинг «Еврофиш», выкупивший квоту для семи траулеров, а также группа «Альянс Марин», получившая право на лов для трех судов.

Как выяснилось позже, оплату они внесли практически сразу же после выхода сообщения, с 15 до 16 часов. Все остальные желающие участвовать в конкурсе (помимо МТФ исторически на марокканские квоты претендовало другое крупное предприятие - «Вестрыбфлот») и на этот раз оказались не у дел. В итоге ФАС еще раз предписало Росрыболовству прекратить действия, которые ведут к ограничению конкуренции и несправедливому порядку распределения квот. Агентство попыталось оспорить действия антимонопольного ведомства в суде, однако первая и апелляционная инстанции поддержали доводы ФАС.

На днях антимонопольщики возбудили дело в отношении должностного лица Росрыболовстве за невыполнение в установленный срок предписания. Пока же шли все эти разбирательства, путина прошла и реализовать свое законное право рыбодобытчики в прошлом году не успели.

И вновь продолжается суд

В этом году участники рынка вновь ждали конкурса, что называется, затаив дыхание. С 18 по 20 мая 2015 года в Москве прошла третья сессия российско-марокканской смешанной комиссии по рыболовству, созданной для исполнения подписанного в 2013 году межправительственного соглашения. 26 мая Росрыболовство опубликовало информационное сообщение, устанавливающее порядок участия владельцев российских судов в конкурсе на выделение квот. Согласно этому документу, все полученные заявки должны были поступить в министерство сельского хозяйства и морского рыболовства Марокко (через представительство Росрыболовства в Королевстве). Предварительный отбор заявок ФАР не предполагается.

Таким образом Росрыболовство фактически отказалось от выполнения своей государственной функции по распределению квоты, возлагая ее на иностранное государство, что ведет к нарушению государственного суверенитета России. Рынок зашумел: новые правила не просто противоречили нормам российского национального законодательства, а создали беспрецедентную ситуацию.

8 июня арбитражный суд города Москвы вынес заключение о принятии обеспечительных мер и запретил ФАР направлять заявки и документы российских юрлиц и частных предпринимателей на ведение промысла в пределах промысловых районов, установленных межправительственным соглашением от 2013 года.

К слову, самим марокканцам не так важно, кто будет заниматься выловом, для них важнее в срок получить компенсационные платежи, которые выплачивает российская сторона, и список судов. Печальный след оставила история с российской компанией «Севнаучфлот», которая, не расплатившись за выловленную рыбу, покинула зону Марокко. Чтобы не повторилось подобного, подданные марокканского короля требуют от Российской Федерации гарантий по обеспечению установленных правил доступа к своим ресурсам. И не более того.

Между тем частое изменение правил игры в распределении квот сводит на нет всю деятельность российских рыбопромышленников, которые не в состоянии строить долгосрочные планы, не зная, что ожидает их в будущем. Неслучайно отечественная рыбодобывающая отрасль в последнее время стагнирует: согласно данным того же Федерального агентства по рыболовству, по итогам 2014 года впервые за пять последних лет объемы добычи рыбы оказался ниже уровня предыдущих лет.

И проблему уже понимают в чиновничьих кабинетах. «Последние годы мы не занимаемся ни совершенствованием орудий лова, ни открытием новых районов промысла, ни разработкой новой продукции. Мы все собираемся и делим квоты. Похоже, других проблем в отрасли нет», - заявил в конце прошлого года председатель общественного совета при Росрыболовстве Александр Родин.

Тем временем история со срывом промысла российских судов у западного побережья Африки может закончиться полным прекращением промысла в марокканской подзоне. Не говоря уже о звучавших ранее заявлениях о расширении марокканской квоты. И кто бы ни нес ответственность за конкретные действия в Росрыболовстве, к России теперь будут относиться с оглядкой на эту историю.

Существуют экспортные и импортные внешнеторговые квоты

Замену же нам найти легко - к королевским чиновникам уже выстроилась очередь из европейских и китайских рыбаков, желающих заняться добычей в марокканских водах.

Квотирование – это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.

Импортное квотирование – ограничение объема импорта определенным натуральным или стоимостным количеством.

Экспортное квотирование – ограничение объема экспорта определенным натуральным или стоимостным количеством.

В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вывозимых товаров не регламентируются, требуется проплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

Квоты отличаются от тарифов тем, что абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. Импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

Имеются также и существенные качественные отличия квот от тарифов: изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэтому правительство не имеет права самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.

    Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) - это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений.

По существу ДЭО являются вынужденной мерой.
ДЭО, вводимые страной-экспортером, имеют для страны-импортера более негативный результат, чем условия действия тарифов или импортной квоты, поскольку в этом случае цены на ввозимые товары могут быть более высокими, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, компенсируется снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.

Отношение международных организаций к добровольным экспортным ограничениям носит отрицательно-осуждающий характер, свидетельством чего является задача отмены ДЭО к 2000 г. в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие их виды:

    обязательное соблюдение национальных стандартов;

    сертификаты качества импортной продукции;

    требования к специфической маркировке и упаковке товаров;

    требования к экологическим характеристикам товаров потребительского назначения и товаров производственного назначения.

    Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (выберите

вариант ответа):

  • а) поддерживает субъектов национальной экономики;
  • б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;
  • в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;
  • г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.

Ответ: в) , поскольку это является одним из основных положительных воздействий свободной торговли. Свободная торговля ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода.

    Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

  • а) квотирование;
  • б) лицензирование;
  • в) таможенные пошлины;
  • г) добровольные ограничения экспорта;
  • д) санитарно-технические ограничения.

Ответ: а), б), г), д) , так как квотирование, лицензирование и добровольные ограничения экспорта являются основными видами нетарифных методов. Также к нетарифным методам относятся разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товара, таковыми являются санитарно-технические ограничения.

    Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):

  • а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;
  • б) рост занятости населения внутри страны;
  • в) предотвращение демпинга;
  • г) обеспечение национальной экономической безопасности;
  • д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;
  • е) верны только ответы а) и в).

Ответ: д) , так как все перечисленные варианты являются целями протекционистской политики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Имеются следующие статистические данные:

Расчёт внешнеторговой квоты будем производить по формуле:

Втк = (ВТ/ВВП)*100 = (Э+И) / ВВП х 100%, где

ВТ - сумма экспорта и импорта в денежном выражении (Э+И);

ВВП - объём валового внутреннего продукта.

Результаты расчётов занесём в таблицу, предварительно переведя ранее рассчитанный ВВП из млрд.руб. в млрд.долл. США:

1.Валовой внутренний продукт (млрд.руб.)

2. Объем импорта (млрд.долл.США)

3.Объем экспорта (млрд.долл.США)

4.Курс долл. США (в руб.)

5.ВВП в млрд.долл. США

Внешнеторговая квота(млрд.долл.США)

По результатам вычислений можно сделать выводы о том, что экономика России 2000 - 2006 годы являлась открытой, но прослеживается снижение внешнеторговой квоты в последние годы анализируемого периода по сравнению с 2000 годом. При подобной тенденции существует вероятность перехода экономики рассматриваемой страны к ещё более закрытой форме, т.к. внешнеторговая квота 2001 - 2006 гг. менее 50%.

2. Российская ферма производит пшеницу и молоко, для чего максимально может использовать 400 ч труда и 600 га земли. Производство 1 т. пшеницы требует 10 ч труда и 5 га земли. Производство 1 т молока требует 4 ч труда и 8 га земли:

какие факторы производства относительно более интенсивно используются для производства пшеницы, какие для производства молока.

В состоянии ли ферма произвести одновременно 50 т молока и 90 т пшеницы?

В нашем случае, труд более интенсивно используется в производстве пшеницы (так как 10 ч труда > 5 га земли).

А земля более интенсивно используется в производстве молока (так как 4 ч труда < 8 га земли).

Нет, ферма не в состоянии произвести одновременно 50 т. молока и 90 т. пшеницы так как нужно 1100 часов и 850 га земли.

3. Допустим, в России и США производятся 2 товара - оборудование и сырье. В США единица оборудования производится за 1 рабочий день, единица сырья - за 3 дня. В России единица оборудования производится за 4 дня, единица сырья - за 2 рабочих дня:

какая страна и в чем обладает абсолютным преимуществом;

какой из 2 товаров США и России выгоднее покупать не на внутреннем, а на международном рынке?

Затраты времени, раб. дн.

Относительные цены, ед.

Единица оборудования

1/3 ед. сырья

2 ед. сырья

Единица сырья

3ед. оборудования

1/2 ед. оборудования

Сведя все данные в таблицу, мы видим, что:

1) Абсолютное преимущество: у США - по оборудованию, у России - по сырью, согласно разнице в затратах на производство товаров;

2) России выгоднее покупать оборудование на мировом рынке. При его покупке на внутреннем рынке за единицу оборудования производитель отдаст 2 ед. сырья, при покупке в США - только 1/3 ед.

США выгоднее покупать сырье на мировом рынке. При его покупке на внутреннем рынке придется отдать 3 ед. оборудования, при покупке в России - только 1/2 ед.

4. Допустим, что страна А производит сахар и пшеницу. При отсутствии внешней торговли соотношение цен на эти блага устанавливается на уровне 1 т сахара = 0,5 т пшеницы. В стране Б аналогичное соотношение цен будет 1 т сахара = 2 т пшеницы.

Что выгоднее экспортировать и импортировать обеим странам?

Из таблицы видно, что стране А выгодно экспортировать сахар и импортировать пшеницу. Стране В выгодно экспортировать пшеницу и импортировать сахар.

5. Рынок труда в 2 странах (Х и У) характеризуется следующими данными: функция спроса на труд в стране Х имеет вид: D1=5000-20w, а в стране У: D1=3500-5w. Функция предложения труда в стране Х имеет вид: S1=2000+10w, а в стране У: S1=1500+5w.

Каков уровень равновесной заработной платы (долл. США в месяц) и уровень равновесной занятости (тыс.человек) в каждой стране?

Предположим, что в обеих странах сняты все ограничения на перемещения рабочей силы. Какими будут направления миграции рабочей силы и ее величина?

Предположим, что в результате передвижения рабочей силы в стране эмиграции равновесная часовая ставка заработной платы выросла на 10 долл. США. Как изменится объем эмиграции из этой страны?

Каким будет новый уровень равновесной заработной платы в принимающей стороне?

1) Страна X

5000-20w=2000+10w

w = 100 - уровень равновесной заработной платы

Qd= 5000-20*100=3000

Qs= 2000+10*100=3000

3000 - уровень равновесной занятости

w = 200 - уровень равновесной заработной платы

Qd= 3500-5*200=2500

Qs= 1500+5*200=2500

2500 - уровень равновесной занятости

2) Так как заработная плата в стране Y выше, то направление миграции рабочей силы будет из страны X в страну Y.

3) Если заработная плата в стране X вырастет на 10 долл. США, то объем спроса на труд в стране X:

D1=5000-20*110=2800 (тыс. чел)

Объем предложения:

S1=2000+10*110=3100 (тыс. чел)

3100-2800=300 (тыс. чел)

Объем миграции составит 300 тыс. чел.

4) Новый уровень равновесной заработной платы в принимающей стране:

3500-5w-(1500+5w)=300

3500-5w-1500-5w=300

3500-1500-300=5w+5w

w=170 (долл. США)

6. Ситуация на рынке труда в странах А и В определяются такими показателями:

W - реальная заработная плата в странах А и В в условных денежных единицах за час труда.

1) Найдите равновесную ставку реальной заработной платы и объем занятости в обеих странах.

2) Из какой страны в какую будут стремиться уехать работники, и почему?

1) Страна А

6w+(-2w)=80+(-120)

w = 5 -равновесная ставка реальной заработной платы

90 -объём занятости

2w-6w=60+(-140)

w=10 -равновесная ставка реальной заработной платы

120 - объём занятости

2) Из страны А работники будут стремиться уехать в страну В, так как реальная заработная плата выше в стране В.

7. Допустим, курс доллара к евро составляет 1:3, следовательно, один и тот же товар в США стоит, к примеру, 400 долл., а в Германии 1200 евро. Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Германия), если курс доллара искусственно понизится до соотношения 1:2? Определите величину дополнительного дохода в национальной валюте.

Производитель товара в Германии при экспорте данного товара в США продаст его за 400 дол., при курсе доллара 1: 3 он возвращает себе 1200 марок - столько, сколько он выручил бы при продаже товара в Германии; при курса 1: 2 он возвращает 800 марок, т.е. экспорт становится невыгодным.

Экспортер из США продает товар в Германии за 1200 марок, получая за них в банке при курсе 1:3 - 400 долларов, столько, сколько этот товар стоит в США; при курсе доллара 1:2 экспортер из США, продавая товар в Германии за 1200 марок, получит за них в банке 600 долларов. Это на 200 долларов больше, чем цена аналогичного товара в США. Следовательно, при курсе доллара 1:2 экспортер получит дополнительных доход в 200 долларов на каждую единицу проданного товара в Германии.

8. Приведена таблица спроса на рубли

экспорт импорт валютный резерв

Предположим, что в России устанавливается валютный курс 1 руб. равен 0,024 долл. Количество предлагаемых по этому курсу рублей равно 180 млрд.

Должен ли ЦБ России продавать или покупать национальную валюту?

Если ЦБ России должен покупать рубли, то где он может взять их необходимое количество?

Если российское правительство установило валютный курс 1 рубль = 0,024 долл., а количество предлагаемых по этому курсу рублей 180 млрд, то в этих условиях ЦБ должен покупать избыток предлагаемых рублей, т.е. 180 млрд руб. - 160 млрд. руб. = 20 млрд руб при курсе 1 рубль = 0,024 долл.

Каждая страна, если она участвует в международных экономических отношениях, должна иметь государственный валютный резерв. Именно из этого резерва правительства берут валюту для корректировки валютного курса, т.е. ЦБ России для покупки избыточных на валютном рынке рублей доллары возьмет из государственного валютного резерва.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Договорно-правовая база, регулирующая торговые отношения Российской Федерации и США. Динамика и структура взаимной торговли. Инвестиционное сотрудничество двух стран. Проблемы и перспективы развития экономических отношений. Экспорт и импорт России.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Объем производства и потребления товара, структуры экспорта и импорта товара. Технологические изменения в отрасли. Теория спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Государственное регулирование рынка. Производство экономических благ.

    методичка , добавлен 26.12.2008

    Адвалорный тариф на импорт. Эффект заключения таможенного союза между странами. Условия инвестирования денег. Вид функции спроса на импорт и экспортного предложения. Расчет общего экспорта. Производственные возможности стран. Величина торгового баланса.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2010

    Задачи анализа внешнеэкономической деятельности. Географическая структура импорта развивающихся стран, его объем и среднегодовая динамика. Расчет показателя импортной квоты. Научно-технический прогресс и товарная структура импорта развивающихся стран.

    реферат , добавлен 10.04.2010

    Динамика внешнеторгового оборота Республики Беларусь, экспорт и импорт товаров. Направления внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь с Литвой, динамика статистики экспорта основных видов продукции, темпы роста, абсолютное значение прироста.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2011

    Изучение основных направлений развития внешнеторговой деятельности России. Характеристика экспорта и импорта РФ и конкурентоспособности в международной торговле. Отношения России и международных экономических организаций, интеграционных объединений мира.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Экспорт из Китая. Сборка и изготовление известных мировых брендов электроники, товаров повседневного потребления. Вложения в экономику Китая. Импорт в Украину. Проблемы украинского товара и высокотехнологичной продукции на пути к мировому рынку.

    презентация , добавлен 09.12.2013

    Особенности осуществления внешнеэкономических операций (разбор конкретных ситуаций). Расчет и обоснование цен во внешнеторговых сделках. Разработка контракта на экспорт (импорт). Операции на биржах, составление оферт и запросов иностранным партнерам.

    методичка , добавлен 21.03.2010

    Понятие внешнеторговой политики и основные направления. Внешнеторговая политика как элемент общей внешнеэкономической политики и деятельности. Методы нетарифного регулирования. Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Виды международных экономических отношений. Налоги на экспорт и импорт. Участие России в международной торговле товарами и услугами. Товарная структура экспорта страны в 2009 году. Поступление иностранных инвестиций в 2008 году. Миграция рабочей силы.